Как накачаться » Упражнения » Обучение физическим упражнениям

Обучение физическим упражнениям


Обучение физическим упражнениям ^ ГЛАВА II ОБУЧЕНИЕ ФИЗИЧЕСКИМ УПРАЖНЕНИЯМ

ФИЗИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ

Знание теории физических упражнений позволяет учителю в соответствии с поставленной педагогической задачей отбирать наиболее эффективные физические упражнения; разрабатывать оригинальные системы физических упражнений; полноценно ис­пользовать педагогические классификации физических упражне­ний; грамотно применять физические упражнения в комплексе с дополнительными средствами.

^ ПОНЯТИЯ И ТЕРМИНЫ

Понятие «физическое упражнение» связано с представления­ми о движениях и двигательных действиях человека.

Движение как моторная функция организма есть измене­ние положения тела или его частей. Для физического воспитания имеют значение произвольные движения, а не врожденные, поэто­му в дальнейшем речь будет идти только о движениях, подчинен­ных воле человека, т. е., как образно выразился И. П. Павлов, «...от коры полушарий исходящих движений».

Каждое произвольное движение характеризуется тремя при­знаками: 1) оно всегда является функцией сознания; 2) оно при­обретается человеком в результате жизнедеятельности, включая процесс обучения; 3) обучение движениям повышает степень под­чиненности их воле ученика. В силу того что произвольное дви­жение всегда является сознательным, оно воздействует на чело­века в целом как на личность.

Отдельное движение является элементом действия. Посред­ством связанных между собой движений осуществляется действие. Например, определенная система движений ног, рук, туловища, головы позволяет ученику выполнить действие в виде прыжка. Одними и теми же движениями можно выполнять разные дейст­вия и, наоборот, одно и то же действие возможно осуществить разными движениями. Объясняется это тем, что (1) из одних и тех же движений могут быть образованы разные системы движе­ний и (2) при одной и той же очередности движений они могут иметь разные характеристики по скорости, амплитуде и пр. Соот­ветствие или качество системы движений определяются резуль­тативностью действия в решении поставленной задачи.

Итак, движения, преследующие решение конкретной задачи и

30

на этой основе объединенные в определенную систему, и составят двигательное действие.

Действия можно рассматривать как конкретные способы осу­ществления деятельности. Например, учебная деятельность школь­ника на уроках физической культуры складывается из овладения системой действий, предусмотренных государственной програм­мой. Действия имеют социальный характер, так как ученик обу­чается им, опираясь на знания и опыт общества. Кроме того, действия направлены на решение определенных педагогических задач. Например, освоив бег на короткие дистанции, прыжки в длину и в высоту с разбега, метание малого мяча, ученик VI клас­са подготовит себя к выполнению требований комплекса ГТО по легкоатлетическому разделу. Большинство действий формируется на основе имеющихся у школьника знаний, двигательного опыта и определенного количества попыток выполнить данное действие.

На основе изложенных характеристик движения и действия строится теория физического упражнения.

Физическим упражнением называется двигательное действие, созданное и применяемое для физического совершенствования че­ловека.

Не каждое действие может быть названо физическим упраж­нением. Только те действия, которые направлены на решение за­дач физического воспитания и подчинены его закономерностям, составляют физические упражнения.

Слово «физическое» отражает характер совершаемой работы (в отличие от умственной), внешне проявляемой в виде перемеще­ний тела человека и его частей в пространстве и во времени. Однако это слово выражает лишь преимущественную зависимость выполняемых действий от функции нервно-мышечного аппарата, а следовательно, лишь преимущественное воздействие на физиче­скую структуру организма. На самом деле физическое упражне­ние— волевой акт, является функцией сознания и оказывает влияние на человека в целом.

Слово «упражнение» обозначает направленную повторность действия с целью воздействия на физические и психические свой­ства человека и совершенствования способа исполнения этого действия.

Таким образом, физическое упражнение рассматривается, с одной стороны, как конкретное действие (в этом случае говорят: «Я выучил новое физическое упражнение»), с другой — как про­цесс многократного повторения (говорят, например: «Физические упражнения развивают силу»).

Характерные признаки физического упражнения

1. Физическим упражнением решается педагогическая задача (образно говоря, физическое упражнение направлено «на себя», на свое личное физическое совершенствование), трудовым дей-

31

ствием — производственная задача (действие направлено на пред­мет производственной деятельности).

  1. Физическое упражнение выполняется в соответствии с за­
    кономерностями физического воспитания, трудовое действие — в
    соответствии с закономерностями производства. Внешнее сходст­
    во физического упражнения с трудовым или бытовым действием
    не может служить основанием для подмены одного другим: про­
    должительность, интенсивность и другие характеристики физиче­
    ского упражнения, а также сам способ выполнения подчиняются
    только тем закономерностям, которые, с одной стороны, наиболее
    эффективно воздействуют на организм ученика, с другой — по­
    зволяют показать наивысшую результативность (например, бег
    в физическом воспитании строится так, чтобы оказать положи­
    тельное влияние на организм и одновременно достичь необходи­
    мой скорости).

  2. Только системы физических упражнений создают возмож­
    ности для развития всех органов и систем человека в оптималь­
    ном соотношении. Трудовые действия в силу своей специализации
    не в состоянии оказывать разностороннего влияния на физическое
    совершенствование человека. Именно поэтому даже отлично по­
    ставленные уроки трудового обучения в школе не могут подме­
    нить уроков физического воспитания.

^ Физические упражнения — основное средство

Результативность физического воспитания достигается исполь­зованием всей системы средств, однако наибольший удельный вес в решении задач обучения и воспитания приходится на долю физических упражнений. Обусловлено это рядом причин.

  1. Среди всех видов педагогической деятельности только в
    физическом воспитании предметом обучения являются действия,
    направленные на физическое совершенствование обучающегося и
    выполняемые ради усвоения самих действий.

  2. Физические упражнения воздействуют не только на морфо-
    функциональное состояние организма, но и на личность выпол­
    няющего их. Следовательно, физические упражнения закономерно
    рассматривать как действия, в которых проявляется материали­
    стическое учение о единстве физического и психического в дея­
    тельности человека.

  3. Физические упражнения как системы движений выражают
    мысли и эмоции человека, его отношение к окружающей действи­
    тельности. Это положение нашло четкое отражение в словах
    И. М. Сеченова: «...Все внешние проявления мозговой деятель­
    ности ... могут быть сведены на мышечные движения».

  4. Физические упражнения — это один из способов передачи
    общественно-исторического опыта в области физического воспита­
    ния, его научных и практических достижений.

  5. Физические упражнения могут удовлетворять природную по­
    требность человека в движениях.

32

Факторы, определяющие воздействие физических упражнений

Одно и то же физическое упражнение может привести к раз­ным эффектам и, наоборот, разные физические упражнения вы­звать одинаковый результат. Это является доказательством того, что физические упражнения сами по себе не наделены какими-то постоянными свойствами. Следовательно, знание факторов, опре­деляющих эффективность воздействия физических упражнений, позволит повысить управляемость педагогическим процессом. Все многообразие факторов может быть сгруппированно следующим образом:

  1. Личностные характеристики учителя и учеников являются
    важнейшими факторами. Процесс обучения двусторонний —учи­
    тель учит, ученики учатся, поэтому воздействие физических уп­
    ражнений в равной мере зависит от того, кто учит, и от тех, кто
    учится: от нравственных качеств и интеллекта, от уровня знаний,
    умений и физического развития, от заинтересованности и актив­
    ности и пр.

  2. Научные факторы характеризуют меру познания человеком
    закономерностей физического воспитания. Чем глубже разрабо­
    таны педагогические, психологические, физиологические особенно­
    сти физических упражнений, тем эффективнее молено их исполь­
    зовать для решения педагогических задач.

  3. Методические факторы объединяют обширную группу тре­
    бований, подлежащих реализации при использовании физических
    упражнений.

Обучая физическому упражнению или применяя его для ре­шения иной педагогической задачи (например, для развития фи­зических способностей), следует учитывать, во-первых, возможный эффект от этого упражнения, т. е. знать, решение каких задач (образовательных, воспитательных, оздоровительных) можно до­стичь в большей мере этим упражнением; во-вторых, его строение (является ли оно статическим или динамическим, циклическим или ациклическим и т. д.); в-третьих, способы возможных повто­рений (целесообразно ли прибегать к расчленению или выполнять в целом, давать активный отдых между повторениями или пассив­ный и т. д.). Эти характеристики физического упражнения опре­деляют подбор средств и методов физического воспитания для решения поставленной педагогической задачи.

Эффект от физических упражнений достигается лишь при оп­тимальной дозировке нагрузки. Дозировка зависит от продолжи­тельности выполнения действия, его интенсивности (быстроты, весовой нагрузки и пр.), частоты повторений (количества интер­валов отдыха), длительности и характера отдыха между повто­рениями, исходного положения. При регулировании дозировки следует учитывать взаимодействие всех перечисленных моментов. Например, увеличение продолжительности упражнения сопровож­дается снижением его интенсивности.

3 Заказ № 1180 33

Результативность физического упражнения зависит от спосо­ба его исполнения. Например, лазанье по канату в три приема более экономно, чем лазанье произвольным способом, а поэтому позволяет влезать на большую высоту.

Выполнение физического упражнения вызывает последействие, т. е. специфичные функциональные изменения, сохраняющиеся определенное время. На фоне последействия изменяется эффек­тивность воздействия последующего упражнения. В зависимости от предыдущего и последующего упражнений эффективность мо­жет или повышаться (например, упражнения на внимание созда­ют благоприятное последействие для освоения сложного дейст­вия), или понижаться (например, после кувырков возникает по­следействие, осложняющее обучение действиям в равновесии). Уровень последействия по своей глубине и продолжительности за­висит от состояния учеников, их подготовленности и пр. Учет эффекта последействия составляет ведущее требование к разра­ботке комплексов упражнений.

4. Гигиенические факторы являются решающими в реализа­
ции принципа оздоровительной направленности советской систе­
мы физического воспитания. Их задача — сделать занятия физи­
ческими упражнениями органической частью жизнедеятельности
человека. С другой стороны, эффективность самих физических
упражнений будет наивысшей только при соблюдении необходи­
мых гигиенических норм. Будучи неспецифическими средствами,
гигиенические факторы приобретают большое значение для пол­
ноценного решения задач физического воспитания. Как бы хоро­
шо ни был организован педагогический процесс, он никогда не
даст желаемого эффекта при нарушении, например, режима пи­
тания и сна, если занятия будут проходить в антисанитарных
условиях. Вот почему в школьной программе по физическому
воспитанию имеется теоретический материал, определяющий объ­
ем гигиенических знаний школьников.

Гигиенические факторы представляют собой обширную группу разнообразных средств, условно разделяемых на две группы: 1. Средства, которые обеспечивают жизнедеятельность человека вне процесса физического воспитания: нормы личной и общест­венной гигиены труда, учебы, быта, отдыха, питания, т. е. все то, что обеспечивает предпосылки для полноценных занятий физиче­скими упражнениями. 2. Средства, непосредственно включаемые в процесс физического воспитания: оптимизация режима нагрузок и отдыха в соответствии с гигиеническими нормами, специальное питание на дистанции, создание внешних условий (чистота воз­духа, достаточная освещенность, искусственная аэроионизация, исправность инвентаря, удобство одежды и т. п.) и активизация восстановления организма (массаж, баня, ультрафиолетовое об­лучение и т. п.).

5. Метеорологические факторы составляют ту группу факто­
ров, познав закономерности воздействия которых можно опреде­
лить оптимальные условия для достижения наибольшего эффекта

34

I

от физических упражнений. Человек находится в постоянном взаимодействии с окружающей средой: влияет на нее и приспо­сабливается к ней. Постоянно изменяющиеся солнечное излуче­ние, температура воздуха и воды, осадки, движение и ионизация воздуха, атмосферное давление вызывают существенные биохи­мические изменения в организме, приводящие к физиологическим и психическим реакциям: к изменению состояния здоровья, рабо­тоспособности человека и эффективности физическах упражнений. Все это сказывается на технике и тактике физических упражне­ний и может повышать опасность травмирования. Следовательно, необходимо учитывать и специально организовывать влияние внешних факторов на ученика при выполнении им физических упражнений.

Использование естественных сил природы в процессе физи­ческого воспитания осуществляется по двум направлениям: 1. Естественные силы природы как сопутствующие факторы, со­здающие при грамотном учете их действия наиболее благоприят­ные условия для физических упражнений. Они дополняют и усиливают эффективность воздействия движений на организм чело­века. 2. Естественные силы природы как относительно самостоя­тельные средства оздоровления и закаливания в виде солнечных, воздушных и водных ванн. При оптимальном воздействии эти про­цедуры, включенные в режим трудовой и учебной деятельности, становятся формой активного отдыха и повышают эффект вос­становления.

Одним из главных требований к использованию естественных сил природы является системное и комплексное применение их в сочетании с физическими упражнениями. При определении ра­циональной дозы следует учитывать особенности учеников и ха­рактер педагогических задач. Это позволит, во-первых, реализо­вать перенос эффекта закаливания, т. е. использовать приобре­тенный учеником в процессе физического воспитания эффект закаливания в трудовой и учебной деятельности; во-вторых, создать возможности для применения более высоких нагрузок, а следова­тельно, повышения работоспособности; в-третьих, повысить со­противляемость организма к действию перегрузок, вибрации, ука­чивания и пр.; в-четвертых, на более высоком уровне проявить волевые качества.

6. Комплексность воздействия как определяющий фактор ко­нечной результативности физических упражнений предусматрива­ет использование не только основных средств физического воспи­тания в виде разнообразных систем физических упражнений, но и дополнительных (сопутствующих) — гигиенических и метеорологи­ческих мер воздействия.

Каждая разновидность средств обладает специфическими воз­можностями воздействия на организм занимающихся и объединя­ет по этому признаку определенное количество типичных средств. Каждое конкретное средство может иметь несколько вариантов применения (например, бег на 500 м с разной скоростью). Одно и

3* 35

то же средство применяется не изолированно, а в комплексе с другими (например, бег с прыжками при различных сочетаниях действия естественных сил природы). Подобных комплексов средств может быть неограниченное количество. Отсюда вытека­ют два методических положения: разнообразие средств создает, с одной стороны, большие затруднения при выборе наиболее эф­фективного средства, а с другой — широкие возможности при ре­шении любых педагогических задач; выбор средств должен за­вершаться разработкой их комплексов.

7. Материальные факторы (спортивные сооружения, инвен­тарь, одежда и пр.) в большей мере влияют на решение спортив­ных задач (быстрее пробежать, выше прыгнуть и т. д.) и в мень­шей— на решение общеобразовательных и оздоровительных задач.

Техника физических упражнений

Понятия и термины

Понятие о технике может раскрываться или с педагогических, или с биомеханических позиций.

С педагогических позиций под техникой физического упраж­нения понимается наиболее эффективный способ выполнения дви­гательного действия.

Эффективность выражается наиболее рациональным воздей­ствием на организм учеников (например, воздействием на ту мы­шечную группу, которую необходимо развивать) и результатив­ностью действия (например, длиною прыжка).

Одно и то же действие можно выполнять различными способа­ми, но только рациональные из них называют техникой исполне­ния. Например, плавать можно разными способами (кролем, брас­сом и др.), но некоторые плавают, не владея ни одним из класси­ческих способов. В этом случае мы говорим: «Техникой плавания не владеет». Среди в равной мере эффективных способов испол­нения часто выбирают те, которые соответствуют индивидуаль­ным особенностям ученика, поставленной задаче и пр.

Техника физического упражнения есть результат поиска, науч­ного анализа и проверки в практике способов исполнения дейст­вия ведущими для данного времени спортсменами. Такая совре­менная техника отражает наиболее рациональную основу дейст­вия, в равной мере одинаковую для всех исполнителей, а поэтому называется стандартной техникой.

Стандартная техника не исключает возможности индивидуаль­ных отклонений в некоторых элементах исполнения, но в преде­лах, не искажающих основу действия. Индивидуализация техники осуществляется по двум направлениям: по пути ти­повой индивидуализации, когда в пределах стандартной техники вносятся изменения в соответствии с типовыми особенно-

Источник: odtdocs.ru


0

Комментарии и отзывы



Добавление комментария

Имя:*
E-Mail:
Комментарий:
Полужирный Наклонный текст Подчеркнутый текст Зачеркнутый текст | Выравнивание по левому краю По центру Выравнивание по правому краю | Вставка смайликов Вставка ссылкиВставка защищенной ссылки Картинка Выбор цвета | Скрытый текст Вставка цитаты Преобразовать выбранный текст из транслитерации в кириллицу Вставка спойлера
Введите код: *
Виды физических упражнений
Характеристика физических упражнений
Влияние на человека физических упражнений
Физические упражнения при заболеваниях
Общие физические упражнения
Выполнение физических упражнений
Упражнения при протрузии позвоночника
Физические упражнения для роста
Быть как дома


Полезные статьи


Оцените работу движка

Лучший из новостных
Неплохой движок
Устраивает ... но ...
Встречал и получше
Совсем не понравился

Карта сайта
Карта сайта: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11